ОАО “ДСТ № 5”

13 августа 2021 г.

Оригинал статьи

Масштабы строительства лесохозяйственных дорог за последние годы значительно возросли. Вместе с тем выросла и конкуренция среди строительных компаний, готовых браться за такие объекты. Как выбрать лучшую из них и как контролируется качество работ по созданию дорог, ведущих к ресурсу, рассказали специалисты УП «Белгипролес».

— Мы оказываем услуги в основном лесохозяйственным учреждениям. Коллектив под эти виды услуг формировался годами на конкурсной основе, — замечает главный инженер УП «Белгипролес» Александр Сенькевич. — Большинство наших специалистов имеют лесохозяйственное образование, знают отрасль и все ее тонкости. Я считаю, это весомое преимущество УП «Белгипролес», которое помогает нам выполнять поставленные задачи и побеждать в конкурсах.

За последние годы в УП «Белгипролес» значительно прибавилось работы. Сейчас специалисты предприятия занимаются проектированием 36 лесохозяйственных дорог общей протяженностью около 200 км! Каждый такой проект до стадии ввода в эксплуатацию контролируется авторским надзором УП «Белгипролес».

— Мы осуществляем контроль за соблюдением требований, изложенных в проектно-сметной документации, разработанной на основе задания на проектирование, технических нормативно-правовых актов и иных документов, прошедших государственную экспертизу. Положительное заключение государственной экспертизы подтверждает, что дорога будет безопасной и стоимость ее строительства оптимальной, — уточняет Александр Иванович.

Еще одно направление деятельности УП «Белгипролес» — технический надзор. Осуществлять его могут только аттестованные организации и специалисты, оказывающие инженерные услуги по строительству лесохозяйственных дорог, начиная от выбора подрядной строительной организации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Это направление для УП «Белгипролес» относительно новое, ведется с 2017 года, когда и был получен аттестат соответствия. Создание группы технического надзора — это необходимость, подкрепленная желанием добиться наилучшего качества при строительстве дорог. Ведь если, выступая проектировщиком, УП «Белгипролес» может вести авторский надзор, контролируя исполнение проектных решений, то это еще не гарантирует, что реализация проекта пройдет с соблюдением всех технических моментов. Надо отметить, что на особо сложные объекты регулярно выезжают директор предприятия и главный инженер, чтобы помочь в организации строительства лесохозяйственных дорог.

Кроме того, решение создать собственную группу технического надзора помогло снизить затраты на авторский надзор. Так как объекты разбросаны по всей Беларуси, транспортные расходы — весомая часть затрат. Теперь же специалисты УП «Белгипролес» часто совмещают поездки — как по авторскому, так и по техническому надзору. Это позволяет снижать цену услуг в тендерах, в итоге экономятся бюджетные средства.

— Группа технического надзора состоит пока из двух человек. Это мой коллега Андрей Иванович Кепчик и я. В связи с увеличением объемов работ по оказанию инженерных услуг руководство планирует увеличение штата нашей группы, — рассказывает главный специалист по техническому надзору УП «Белгипролес» Павел Хатковский. — Суммарно на данный момент мы ведем технический надзор на 15 объектах. Большая часть из них проходит по заболоченной местности, поэтому проектносметная документация предусматривает на этих участках строительство сланей, что вызывает дополнительные сложности в строительстве наряду со стесненными условиями. Ничего не поделаешь, это специфика строительства лесохозяйственных дорог. Для опытных строителей-дорожников это не проблема, а только такие и могут выиграть подрядные торги.

Обязанность по проведению подрядных торгов также возложена на группу технического надзора. Хороший подрядчик — уже половина успеха. Есть подрядные организации, с которыми УП «Белгипролес» успешно работало более чем на 10 объектах, что не отменяет обязательного ведения технического надзора. Ведь никто не застрахован от ошибок, взгляд со стороны помогает выявить порой незаметные погрешности и довести работу до идеала. На первом этапе торгов предквалификационный отбор ведется по предоставленной документации о состоянии предприятия, мощностях, специалистах, наличии аттестатов и сертификатов. После определения подрядчика идет заключение договора между тремя сторонами: исполнителем (подрядчиком), заказчиком (лесхозом) и плательщиком (министерством). Далее УП «Белгипролес» регистрирует объект в Департаменте надзора и контроля за строительством, а уже затем начинаются непосредственно сами строительные работы.

— Контроль за объектом со стороны УП «Белгипролес» осуществляется на высоком уровне, — отмечает главный инженер Александр Сенькевич. — Специалисты группы технического надзора выезжают на объекты иногда даже чаще, чем это предусматривается графиком, — всё для того, чтобы быть уверенными, что объект строится качественно и будет сдан в срок.

— Значительно выросла за последние годы и техническая оснащенность строительных организаций, — признается Павел Хатковский. — Мощная и современная техника есть практически у всех подрядчиков, с кем мы работаем. Конкуренция сказывается. Если раньше за лесные дороги подрядчики не особо хотели браться, хватало другой, более простой работы, где можно было заработать быстрее, то сейчас в подрядных торгах редко участвуют менее 4—5 организаций. Но лесные дороги намного сложнее в плане строительства. Если для быстрого и успешного результата в создании дороги общего пользования достаточно собрать на объекте необходимое количество определенных ресурсов, то при строительстве лесохозяйственных дорог стратегия «штурма» неприемлема из-за стесненных условий и приносит подрядчику, как правило, убытки, а не прибыль.

Самые сложные объекты, как уже говорилось ранее, заболочены, как, например, дорога в Пуховичском лесхозе протяженностью 6,5 км, которую строит филиал КУП «Минскоблдорстрой» — ДРСУ № 169 с сентября 2020 года по настоящее время.

— На данном объекте проектом предусмотрено устройство 838 метров погонных, что составляет порядка 9000 квадратных метров сланей по болоту, — рассказывает Павел Ромуальдович. — Деревянный настил устроен в два слоя: вначале ряды бревен уложены продольно, а сверху — поперек, под углом 60 градусов к оси дороги. Всё это укрыто геотекстилем, после отсыпано с послойным уплотнением земляное полотно, поверх которого уже идет дорожная одежда из щебеночно-гравийно-песчаной смеси. Сейчас дорога полностью готова, идет процесс ввода в эксплуатацию, надеюсь, что в течение месяца он будет завершен.

Самый большой объект из ныне строящихся под контролем группы технического надзора УП «Белгипролес» расположен в Горецком лесхозе — 10 км дороги, из них 400 метров по болоту (с устройством сланей).

— Хочется еще отметить объект «Лесохозяйственная дорога № 5 в МалоГородятичском лесничестве ГЛХУ «Любанский лесхоз», при строительстве которого подрядчик ОАО «ДСТ № 5» применил комплекс асфальтоукладочной техники для устройства покрытия переходного типа из щебеночногравийно-песчаной смеси, — акцентирует внимание Павел Хатковский. — Данная технология позволяет быстро и качественно выполнить указанную работу с точным соблюдением всех геометрических параметров покрытия: высотных отметок, толщины, ширины, поперечного уклона. За рубежом данная технология не является новой, а в нашей стране применяется нечасто даже при строительстве дорог общего пользования высоких категорий.

— Выполняя функции технического и авторского надзора, мы в первую очередь преследуем цель помочь лесхозу, — признается Александр Сенькевич. — Важно, чтобы лес, выращенный в течение долгих лет, принес пользу людям, а не погиб на корню. Для этого нужно строить лесохозяйственные дороги, в том числе ведущие в труднодоступные места, что в дальнейшем поможет также оперативно ликвидировать возможные лесные пожары. Лесохозяйственные дороги помогают вести уход за лесом, проводить заготовку древесины, экономя силы, топливо и время. Так что чем быстрее и качественнее будут выполнены работы по строительству лесохозяйственных дорог, тем быстрее лесхоз начнет получать пользу от выращенного леса — в этом и заключается наша главная задача.

ФОТО (3)

СВЯЗАННЫЕ ДАННЫЕ (1)

Наши объекты

Отзывы заказчиков