ОАО “ДСТ № 5”

25 мая 2021 г.

Оригинал статьи

«Эх, дороги, пыль да туман» – это не про сегодняшнюю Беларусь. Страна, размещенная в центре Европы, на пересечении важнейших торговых путей, не может позволить себе иметь разбитые трассы и плохое транспортное сообщение. Поэтому начатая в 2000-х работа по восстановлению старых магистралей и возведению новых оказалась грамотным решением на перспективу, благодаря которому выражение «белорусские дороги» стало синонимом слов «качество» и «комфорт». Продолжается эта работа и сегодня. О развитии одного из ведущих предприятий дорожно-строительной отрасли и новых технологиях мы поговорили с генеральным директором ОАО «Дорожно-строительный трест № 5», входящего в состав холдинга «Белавтодор», Анатолием Станиславовичем Фиковым.

– Анатолий Станиславович, сначала расскажите немного о себе, все-таки вы специалист с уникальным для Беларуси опытом работы на крупнейших объектах международного значения.

– Так в моей жизни получилось, что в какой-то из периодов я трудился на предприятиях России. В 2011 году, в составе компании «Аэродромдорстрой», был назначен руководителем контракта по реконструкции аэропорта «Домодедово». Это огромнейший международный аэропорт, в котором каждые две-три минуты взлетает или садится самолет. И, конечно, работа там требовала колоссальной ответственности. К тому же применялись самые современные технологии, которые у нас, в Беларуси, тогда изучались только в теории.

После этого был интересный объект федерального значения на Северном Кавказе – реконструкция аэропорта «Магас» в Ингушетии, где я также был одним из руководителей. За эту работу получил благодарность от Главы республики. Затем участвовал в восстановлении аэропорта в Беслане, реконструкции федеральных трасс «Кавказ», «Дон», строительстве трассы «Крым».

Работа на этих масштабных проектах стала для меня не только возможностью реализовать некоторые теоретические наброски на практике, но и позволила обменяться опытом с ведущими инженерами России, а это, конечно, дорого стоит!

– Как такой богатый опыт работы пригодился вам в реалиях нашей небольшой, по сравнению с Россией, Беларуси?

– Пригодился, да еще как! После возвращения на Родину я возглавил одну из подвижных механизированных колонн «Строительно-монтажного треста № 8», в котором когда-то начинал свою работу. И сразу же нам доверили участие в общереспубликанском проекте – строительстве второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Национальный аэропорт «Минск».

Чтобы вы понимали, работа на таких объектах намного отличается от строительства обычных дорог. Нагрузки на взлетное полотно в десятки раз больше, а ремонтировать по нескольку раз и доделывать недостатки после ремонта слишком затратно, поэтому возведение доверяют исключительно организациям с безупречной репутацией.

Для моего предприятия это оказался хороший опыт. Мы тогда освоили несколько новых направлений. В течение одного года уложили около 9 тыс. куб.м ручного бетона. Это очень серьезная и колоссальная работа.

Следующими нашими объектами стали: реконструкция международного грузового аэродрома Болбасово возле Орши, реконструкция дорог Минск-Гомель, Минск-Гродно, строительство второй кольцевой автодороги.

Анатолий Станиславович, вы уже третий год руководите таким большим предприятием, как ОАО «ДСТ № 5». Какие проекты за это время удалось реализовать?

– С первых дней работы в должности генерального директора ОАО «ДСТ № 5» пришлось, как говорится, погрузиться в омут с головой. Работы было очень много.

Один из памятных объектов – реконструкция дороги Р-80 Слобода-Паперня. Сроки стояли очень сжатые. Задачи пришлось выполнять в стесненных условиях, поскольку движение по трассе полностью не останавливали. Тем не менее мы сделали из узкой асфальтобетонной широкую бетонную дорогу. Фактически за девять месяцев построили этот объект. Магистраль прекрасно смотрится, а езда по ней доставляет только удовольствие. С этим объектом мы будем номинироваться на конкурс «Лучший объект года».

На данном этапе трест выполняет подобные работы на одном из стратегических направлений – реконструкция дороги от Кургана Славы к Смолевичам. Также строим там транспортную развязку. Кроме того, при работе учитываем то, что движение по трассе будет в среднем 120 км/ч, а это немного другие технические параметры. До конца года планируем завершить реконструкцию объекта. Сегодня находимся в режиме ожидания и очень надеемся, что наша дорога М1/Е30 претерпит масштабную реконструкцию, очень переживаем за направление до Борисова. Если будет дальнейшее продолжение реконструкции трассы, которую мы делаем в Смолевичах, – это было бы для нас интересно.

– С объектами в Беларуси, в общем-то, понятно. А как насчет работы предприятия за рубежом?

– Это одно из приоритетных направлений для ОАО «ДСТ № 5». Мы поставили перед собой цель – достичь 40% годовой выручки только за счет российских контрактов. И пока к этой цели уверенно идем. Наш главный партнер за рубежом – российская компания «Автодор». Зная, что мы работаем качественно и, в общем-то, по меркам соседнего рынка не «ломим» цену на ровном месте, нам стараются предложить максимум работы на федеральных объектах. В прошлом году ОАО «ДСТ № 5» выполнял капитальный ремонт альтернативного направления трассы «Дон» в Тульской области. С учетом пандемии пришлось начать восстановление дороги на три месяца позже срока, тем не менее коллектив ОАО «ДСТ № 5» не подвел заказчика и в декабре полностью завершил все работы на сумму порядка 1 млрд росс. руб. За счет мобилизации сил, увеличения сменности, переброски нашей асфальтоукладочной техники, двусменных режимов работы завода и асфальтоукладки 25 км этой дороги были выполнены с высоким качеством исполнения. Этот объект был интересен в том числе и потому, что работу вели по новой технологии, с применением органоминеральных смесей.

Кроме того, наше предприятие регулярно принимает участие в форумах по нашей специализации, проводимых на территории России. В этом году специалистам ОАО «ДСТ № 5» удалось принять участие в Иркутске на конференции «Сибирские дороги» с докладом по опыту нашей работы. Предлагали свои технологии. Не секрет, что многое в современном мире решает реклама. Мало просто делать качественно свою работу, важно об этом еще и говорить. Мы это поняли давно, по-этому очень активны в этом направлении.

Выполненные объекты ОАО «ДСТ № 5» регулярно публикуются в российских тематических журналах, в том числе в издании «Российские дороги», которое выпускается под редакцией Министра транспорта России, где помимо этого мы говорим о наших технологиях строительства дорог.

Мы взяли за правило и начали снимать ролики, в которых показываем процессы строительства самых интересных наших объектов, рассказываем о применяемых нами технологиях, показываем современную технику. Все это выкладывается на наш канал на YouTube.

– К слову, о технологиях. Не секрет, что они сегодня развиваются с сумасшедшей скоростью. И важно успеть за этим развитием. Каковы успехи в этом направлении у ОАО «ДСТ № 5»?

– Вы абсолютно правы, в дорожно-строительной отрасли постоянно идет глобальная, можно сказать, «гонка технологий». Мы стараемся быть лидерами Беларуси в этом направлении. В качестве примера могу привести разработанную в США технологию под названием «Суперпейв». В ней задействован принцип объемного проектирования асфальтобенных смесей с привязкой к реальным условиям эксплуатации, к климатическим условиям, в которых этот асфальтобетон будет укладываться.

Новинка требует современного лабораторного оборудования, которое мы планируем закупить. Для нас это тема номер один на повестке дня. В тресте уже проводятся обучающие семинары по применению технологии «Суперпейв». Если мы сможем занять эту нишу на постсоветском пространстве, это будет огромный плюс как для нас, так и для всей дорожно-строительной отрасли Беларуси.

Также важны технологии управления предприятием. Мы решили отказаться от филиалов и перейти на такой способ организации, когда вся структура предприятия нацелена непосредственно на реализацию проектов. Одним из инициаторов внедрения структуры проектного управления является заместитель генерального директора по экономике Дмитрий Петрович Дубининко.

Главная цель – каждый человек должен заниматься своим делом, к которому у него лежит душа и в котором он специалист. Руководитель проекта работает только над его реализацией, а к нему поступают необходимые ресурсы. То есть он не должен, как раньше, отвечать за все подряд, тратя на это драгоценное время.

Для автоматизации управления предприятием был приобретен специальный программный продукт «Спайдер», на котором уже идет обучение персонала. Этот комплекс позволяет просчитывать стоимость объектов, отслеживать их и принимать решения более оперативно, дает возможность заложить все этапы строительства в базу данных и полностью мониторить все процессы: контролировать исполнение бюджета строительства, отклонения положительные, отрицательные, финансовый результат. ОАО «ДСТ № 5» первым в стране решило пойти по этому пути. К слову, пример берем опять же с России, где подобный вид управления уже отлично себя зарекомендовал.

– Новые технологии, как известно, требуют и обновления техники.

– В прошлом году мы активно начали закупки. Приобрели землеройную, асфальтоукладочную технику, модернизировали нашу бетоноукладку. Теперь имеем возможность укладывать покрытие до 9,5 м шириной за один проход, что тоже немаловажно.

Недавно проинвестировали развитие нашего асфальтобетонного завода. У нас появится дополнительная опция применения крошки от фрезерования в асфальтобетоне. Ставим немецкую линию на завод, которая будет позволять добавлять до 25% старого асфальтобетона в новый. А это неплохая экономия, прибыль от которой пойдет на развитие треста. Также объявлен тендер на закупку новейшего лабораторного оборудования для проверки качества материалов, аналогов в стране которому у нас практически нет.

– Слушая о развитии ОАО «ДСТ № 5», складывается устойчивое впечатление, что вы сейчас – лидеры отрасли в стране, об этом говорят и специалисты. Возникает резонный вопрос о финансовых успехах предприятия.

– Вы знаете, я часто говорю: «Сегодня, чтобы развиваться, нужно работать в два раза больше». И это действительно так. Все находится в наших руках. Поэтому мы по максимуму стараемся участвовать в тендерах по всем направлениям. И приятно, что нам доверяют.

Во многом благодаря грамотной работе специалистов управления треста, которые в упорных боях, можно сказать, добывают для нас эти тендеры, ОАО «ДСТ № 5» вышло на весьма достойные показатели.

На нашем предприятии трудятся порядка 900 человек, в 2019 году было 611 работников. В этом году у нас цель – выйти на среднемесячную зарплату в 1500 руб., и мы уже близки к этой цифре.

Кстати, с увеличением численности специалистов на предприятии выросла и годовая выручка. В 2020 году это более 102 млн бел. руб., то есть практически в полтора раза по сравнению с позапрошлым годом.

Отрадно, что коллектив предприятия стремится к успехам и их добивается. Я могу с полной уверенностью сказать, что у нас есть отличная связка: управление треста – рабочий персонал. Люди понимают друг друга, проявляют инициативу, видят, что старания каждого по отдельности дают хороший результат работы всего предприятия.

Мы максимально открыты друг перед другом, а это очень важно. И я уверен, что те успехи, которых мы сейчас смогли достичь по всем направлениям, это только начало большого пути! Главные победы у треста еще впереди!

ФОТО (4)

СВЯЗАННЫЕ ДАННЫЕ (14)

Наши объекты

Отзывы заказчиков