+375 (17) 388-43-55 приемная +375 (17) 241-93-93 факс Минск

17 декабря 2019 г.

Лилия ХЛЫСТУН / СБ. Беларусь сегодня

Дороги, которые мы выбираем

Есть три яркие особенности, на которые в первую очередь обращают внимание наши гости, до этого ни разу не бывавшие в Беларуси. Ухоженные сельскохозяйственные поля. Натуральные продукты питания. И, конечно же, отличные дороги. Современные автомобильные трассы — своего рода лицо транзитного европейского государства — особенно активно строятся и модернизируются в нашей стране в последнее десятилетие. За короткий срок четырехполосные магистрали первой категории с сотнями мостов и развязок соединили столицу с областными центрами. Вокруг Минска замкнулось второе кольцо. В ближайшие годы должно существенно улучшиться и качество местных дорог — это поручение Президента. А в Министерстве транспорта и коммуникаций строят новые планы. В частности, говорят о перспективах преобразования автодороги М-1/Е30, известной «олимпийки», в современную скоростную автостраду.

Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Минскую область 24 мая 2019 года:

«Начнем с основных дорог и пойдем к границам нашей страны. Надо благоустраивать Беларусь, нельзя останавливаться. Это наша фишка. Кто бы сюда ни приезжал, все ахают: как хорошо, природа хорошая. Но природе надо не только радоваться, не только жить с ней в мире и согласии, но природу надо и украшать, если можно так сказать, совершенствовать».

Поехали!

…Под колесами нашего микроавтобуса мягко шуршит обновленная Р-80 Слобода — Паперня. Движение по ней уже открыто, хотя вместо постоянных дорожных знаков пока стоят временные — идет оформление документации по ее вводу в эксплуатацию.

— За полтора года участок от Острошицкого Городка до Кургана Славы, являющийся, по сути, частью второй кольцевой, из второй категории был перестроен в первую, — комментирует по ходу ведущий инженер управления технического надзора РУП «Минскавтодор-Центр» Иван Рудович.— Таким образом, МКАД-2 полностью замкнулась, и теперь на всем ее протяжении — 4 полосы движения.

Скорость, простор, красота! Никаких заторов, пробок. Выжимай себе из спидометра до 100 километров в час вместо прежних 70 — 80. Даже представить сложно, что когда-то и здесь, и на других дорогах страны все было по-другому. Люди среднего возраста и постарше помнят лихие 90-е, когда объявления о продаже автомобилей часто сопровождались многозначительной характеристикой «без пробега по РБ». В глазах потенциального покупателя такой автомобиль сразу приобретал неоспоримое преимущество: завезенная из Европы иномарка, не прошедшая испытание нашими дорогами, находившимися после развала СССР не в лучшем состоянии, обещала прослужить дольше. Однако незаметно пресловутая ремарка исчезла из рекламных объявлений, а мы стали все чаще слышать приятные отзывы от иностранцев по поводу белорусских дорог. Без экономических сложностей не обходится ни одна страна, деньги лишними не бывают, но вложения в автомагистрали окупаются не только безопасностью движения и растущим транзитным потоком, но и позитивным имиджем государства на международной арене. Поэтому Беларусь строит дороги. Быстро, качественно, целенаправленно.

За последние 15 лет реализованы такие крупные проекты, как строительство обхода территории Национального парка «Беловежская пуща», реконструкция участков магистральных артерий страны М-6 Минск — Гродно, М-4 Минск — Могилев, М-5/Е271 Минск — Гомель. Созданы подъездные дороги к будущей АЭС. Построены обходы Слонима, Могилева, Барановичей, юго-западный обход Витебска, юго-восточный обход Островца с выходом на автомобильную дорогу М-7. Настоящим событием стало строительство автодороги М-14 — второй кольцевой дороги вокруг Минска.

Вот что писала по этому поводу почти три года назад — 23 декабря 2016 года — наша газета:«Это кажется невероятным, но наши дорожники действительно совершили невозможное. За год с небольшим они проложили свыше 40 километров комфортной четырехполосной дороги, которая соединила трассу М-6 Минск — Гродно с так называемой олимпийкой (автодорогой М-1 Брест — Минск — граница России). Это позволило замкнуть второе кольцо вокруг Минска и полностью открыть движение по МКАД-2. Скажем прямо, автомобилисты получили хороший подарок к Новому году. А строители могут гордиться тем, что их работа получила весьма высокую оценку экспертов Всемирного банка. Они сказали прямо: в Беларуси умеют строить дороги в два раза дешевле и при этом ничуть не хуже, чем у соседей».

На торжественную церемонию открытия второй кольцевой дороги в Дзержинский район приехал Президент и лично оценил качество новой автомагистрали. Открывая ее, Президент перерезал символическую ленточку и тепло поблагодарил представителей трудовых коллективов дорожно-строительных организаций за проделанную работу:

— Дорога получилась красивой и надежной. Пройдет много лет, и мы будем гордиться, что построили такую автомагистраль.

Километры, развязки, тоннели

…Двадцать минут — и наш автомобиль уже на Р-53 Слобода — Новосады. В октябре здесь начались строительные работы. Об их масштабе можно судить по мелькающим в окне картинкам. Вот электрики снимают провода с ЛЭП, чтобы перекинуть их в другое место. Рядом газовики перекладывают трубы. Вот и готовый уже объезд, по которому временно пойдут автомобили. Недалеко построят развязку, тоннель. Мощный экскаватор распределяет грунт по строительной площадке, которую затем усердно «утюжит» автогрейдер. Работа кипит. Предстоит построить 4,5 км современной дороги с цементно-бетонным покрытием.

На площадке встречаем заместителя руководителя проекта Олега Костыку, представляющего ОАО «ДСТ № 5» — генподрядную организацию, ведущую строительство.

— На дороге республиканского значения, связывающей Минск и Борисов, высокая интенсивность движения, что несколько осложняет работы, — говорит Олег Леонидович. — Но подготовительный этап идет по графику: перенос коммуникаций, расчистка придорожной полосы, снятие растительного слоя грунта. На строительстве заняты около 150 человек, но мы наращиваем темпы. Через год здесь будет новая дорога первой категории: четырехполосное движение, бетонное покрытие, две транспортные развязки, металлическое барьерное ограждение, шумозащитные экраны, на некоторых участках — постоянное освещение.

Олег Костыка в дорожном строительстве уже 17 лет. Говорит, за это время новые технологии изменили отрасль до неузнаваемости:

— Раньше при строительстве дорог использовали нивелир, тахеометр, буквально все делалось ручным способом. Сейчас — спутниковая навигация, новые методы строительства, 3D-технологии. Но требования к персоналу существенно возросли. Серьезная техника требует не просто рабочего, а профессионала, владеющего компьютерными технологиями. Поэтому наши работники обязательно проходят курсы, стажировки. Средний возраст работающих — 35 — 40 лет. Очень много к нам приходит молодых специалистов после окончания БНТУ.

Инженеры-лаборанты Анастасия Янущик и Дмитрий Коротыш — в самой гуще событий. Нынешняя работа в дорожной лаборатории — участок ответственный.

— Берем пробы грунта, испытываем на соответствие проекту. Во многом и от нашей компетенции зависит качество будущей магистрали, — говорит Дмитрий.

Главный инженер РУП «Минскавтодор-Центр», предприятия, которое строит и обслуживает дороги республиканского значения, Сергей Исаков не сомневается, что больших дел дорожным строителям хватит не на один год. После завершения работ на Р-80 и М-6 Минск — Гродно — граница Республики Польша главным проектом становится реконструкция автодороги М-3 Минск — Витебск. Пока она единственная из связывающих столицу и областные центры, которая не имеет первой категории. Кроме того, начнется реконструкция автомобильной дороги М-7/Е28 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики. Средства выделит Европейский инвестиционный банк — соглашение на 110 млн евро уже подписано. В перспективе речь идет о продолжении реконструкции Р-53 — на участке от Смолевичей до Борисова.

Крепость бетона

Тренд последних 4 лет в дорожном строительстве — трассы с цементно-бетонным покрытием. Такими, в частности, являются вторая МКАД, Р-80, Р-53. Хотя в общем количестве белорусских дорог доля бетонок пока невелика — менее 20 процентов.

Напомним, максимально широко использовать бетон в дорожном строительстве поручил Президент в 2014 году во время посещения в Минском районе одного из участков строящейся второй МКАД. Помимо того, что такие дороги долговечнее и дешевле в эксплуатации, для их сооружения необходимо лишь местное сырье, которое в достатке имеется в Беларуси, в то время как в производстве асфальта используется битум, вырабатываемый из импортной нефти.

Александр Лукашенко на совещании по развитию местных дорог 5 апреля 2017 года:

«В течение трех-четырех лет местная дорожная сеть должна быть приведена в соответствующее состояние. К концу этой пятилетки мы должны закончить ремонт и восстановление дорог».

— Толчком к переходу на строительство дорог с цементно-бетонным покрытием послужила модернизация цементных заводов, результатом которой стал существенный рост их мощностей, — говорит начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев.— Раньше цемента не хватило бы даже на строительство МКАД. Теперь мы применяем цементобетон везде, где это экономически оправдано. Однозначно — для нового строительства и реконструкции дорог. При соблюдении необходимых технологических условий укладки бетона гарантийный срок на подобные дороги доходит до 25 лет при максимуме 10 лет на асфальтное покрытие. Кроме того, бетонные дороги способны выдерживать большие нагрузки и соответственно предоставляют дополнительные возможности по проезду тяжеловесного транспорта.

Виды на «олимпийку»

Строительство дорог — дело недешевое. К примеру, общая сумма инвестиций в реконструкцию магистральных трасс, связывающих областные центры со столицей, составила более миллиарда евро. Каждый километр обошелся в среднем в 2,5 млн евро. В 3 — 4 раза дешевле в сравнении с сопредельными государствами, обращает внимание Александр Головнев:

— Местные материалы, подрядчики, минимизация затрат при проведении работ позволили в достаточно короткий срок преобразовать магистральные трассы, имеющие важное значение для страны. К примеру, реконструкция дороги М-4 Минск — Могилев позволила почти в 1,5 раза сократить время в пути. Снизилась аварийность, повысился комфорт. Но надо думать о дальнейших перспективах дорожного строительства. Рассматривается, в частности, вопрос строительства в Беларуси аналогов автобана. Речь о реконструкции автомобильной дороги М-1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации, являющейся основным транзитным маршрутом между ЕС и Россией. В планах сделать ее автострадой с разрешенной скоростью до 120 километров в час. Это означает, во-первых, обязательное барьерное ограждение по разделению полос по всей протяженности, во-вторых, отсутствие пешеходных переходов в одном уровне и левых поворотов. Проблемами являются наличие аграрных предприятий на прилегающих к автостраде территориях и выезд на нее сельхозтехники. На таких дорогах тихоходов не должно быть вообще. Этот момент требует серьезной проработки перед реализацией проекта. Возможно, придется делать местные проезды вдоль дороги. Все работы оцениваются примерно в 600 млн евро.

Почему проект планируется реализовать на базе «олимпийки»? Помимо того, что это международный транспортный коридор, там еще и самая высокая интенсивность движения. В среднем она составляет более 10 тысяч автомобилей в сутки, а на отдельных участках доходит до 30 — 40 тысяч. Для сравнения: интенсивность движения на М-4 — до 3,5 тысячи авто. Кроме того, Россия активно обустраивает свою часть этого транзитного коридора. Сейчас, по словам Александра Головнева, с международными финансовыми структурами прорабатывается вопрос финансирования данного проекта. Работы предположительно могут начаться в 2022 году и займут около трех лет.

ВАЖНО

В течение трех-четырех лет местная дорожная сеть должна быть приведена в порядок. Такую задачу поставил Президент весной 2017 года на совещании по вопросу развития местных автомобильных дорог. Александр Лукашенко отметил, что в последнее время в стране уделяется большое внимание развитию сети основных республиканских автомагистралей: «Это естественно. И в какой-то степени вопросы местных дорог ушли на второй план. Это привело к появлению справедливых нареканий со стороны населения на состояние дорожной сети в регионах. По разным оценкам, от шести до десяти тысяч километров дорог требуют неотложного ремонта. При этом надо иметь в виду, что наши люди не привыкли перемещаться по плохим дорогам».

ФОТО (15)

Отзывы заказчиков